Цель данной статьи – ознакомить специалистов садово паркового и ландшафтного строительства с основными закономерностями восприятия цвета человеком в композициях, создаваемых из растительного материала.
Именно цвет является наиболее активно воздействующей на человека характеристикой предмета. Он воспринимается в первую очередь, заставляя реагировать даже пассивно воспринимающий мозг. Эта особенность цвета очень важна при формировании ландшафта, главным образом – в современной городской среде, которая чаще всего визуально дискомфортна для человека.
В настоящее время активно развивается направление видеоэкологии. Цветовой аспект, цветовое оформление в ландшафтном строительстве безусловно будут играть важнейшую роль в общем развитии видеоэкологии городской среды и садово-парковых объектов, где активно применяется растительный материал – деревья, кустарники, декоративные травянистые цветочные растения, травы, являющиеся носителями естественных природных окрасок. Именно растительные элементы в садово-парковых объектах создают цветовую среду, которая должна улучшать экологическую обстановку через оптимизацию визуальной среды, создавать человеку наилучшие условия для отдыха и труда.
Примеры сочетания цветов:
— бледный красный ощущается как более насыщенный рядом с зеленым
— желтый воспринимается как более насыщенный рядом с синим
— фиолетовый кажется более насыщенным рядом с желтым
— синий цвет с красным станет голубоватым
— ненасыщенный фиолетовый тон снизит ощущение большой насыщенности другого фиолетового цвета
Днем максимально воспринимаются красные тона, в сумерках чувствительность сдвигается в область сине-голубых лучей. В сумерки сначала «затухает» и «сереет» красный цвет, затем желтый, чуть позже – зеленый. Синий цвет не сереет и не темнеет, а, наоборот, высветляется, воспринимается как близкий к белому.
На темной фоне синие цвета отступают, то есть кажутся более удаленными от зрителя, находящегося на стороне источника света. Но на белом фоне синий тон ощущается как ближе расположенный к зрителю.
Желтый цвет обладает свойством как бы приподнимать поверхность, делать ее более обширной. Желтый, как и белый, распространяется на расположенные рядом цвета, уменьшая их. Темно-синие и фиолетовые тона – зрительно уменьшающие и стремящиеся к низу цвета.
Все светлые тона – легкие, все темные тона – тяжелые. Голубой, как и желтый – цвет «парящий». При построении композиции необходимо учитывать такие свойства цвета, как «легкость» и «тяжесть». Когда у основания композиции (как правило, по краю цветника) располагаются темные тона, возникает ощущение стабильности, а когда светлые (особенно если в центре цветника расположены темные тона) – неустойчивости.
Статься подготовлена на базе книги «Цвет в ландшафтном дизайне» Т.А. Соколова, И.Ю. Бочкова, О.Н. Бобылева. М. :ЗАО «Фитон+», 2007. -128с.